среда, 20 марта 2024 г.

Говорящая среда в спортивном зале


«Среда, окружающая ребенка в детском саду,

Может стать средством развития его личности

Лишь в том случае, если педагог способен

организовать такую среду»

 Э. Костина

Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, которое в условиях детского сада во многом зависит от созданного педагогом благоприятного климата в спортивном зале. 

Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества. И для этого нужна соответствующая развивающая предметно-пространственная среда.

Говорящая среда — это уникальный инструмент, позволяющий совершенно необычным образом изменить спортивный зал, своеобразный живой экран. 

Поэтому говорящая среда в нашем спортивном зале организована таким образом, чтобы отвечать потребностям и интересам детей, предоставлять им свободу для получения опыта и знаний. 

Услышать голос ребенка, на занятиях физкультурой мне помогает технология «Говорящие стены»

Цель моей работы в данном направлении заключается в развитии и поддержке детской инициативы и самостоятельности на занятиях по физической культуре путем использования данной технологии.

Слышать голос ребенка, его мнение, учитывать его выбор и в проведении физкультурных занятий – очень важно!

«Говорящие стены» — мои помощники при организации и проведении:

* правил поведения в спортивном зале;

* детской навигации;

* физкультурных занятий;

* праздников.


Предлагаю познакомиться с говорящей средой спортивного зала в нашем детском саду.

*Приветствие. 

Первым этапом по внедрению «Говорящих стен» стали карточки приветствия. На входе в спортивный зал появились картинки с вариантами приветствия. Ребятам очень понравилось такое нововведение и теперь это не просто приветствие, но и своеобразная эмоциональная настройка на двигательную деятельность.

*Правила. 

В зале стена с правилами поведения на занятиях. На стене висят детские рисунки: дети запечатлели важные правила, при соблюдении которых занятие становится безопаснее и продуктивнее. Мне не приходится останавливаться и напоминать детям о технике безопасности — дети сами регулируют процесс и в случае нарушения могут друг другу напомнить, что нужно делать и чего нельзя делать в физкультурном зале. Правила поведения в спортивном зале нарисованные детьми, правила обновляются согласно возникающим проблемам.

*Доска выбора. 

Мне хотелось дать детям больше инициативы и самостоятельности. Так и появилась доска выбора (магнитная доска).

С помощью голосования на «Доске выбора» дети могут сами:

-выбирать подвижные игры;

-детям подготовительных групп предоставляется право выбора, как пройдет двигательная деятельность при подготовке к сдаче норм ГТО. Ребята самостоятельно составляют тренировку по методу круговой тренировки (по карточкам, пиктограммам). 

Карточки и пиктограммы по физическому развитию находятся в кармашках органайзера под доской. Карточки с ОРУ, карточки с упражнениями нарисованными детьми.

*«Колесо выбора».

На колесе можно размещать любые картинки на разные темы. Выбирать спортивный инвентарь, с которым будут выполнять общеразвивающие упражнения (ОРУ), выбрать упражнения из комплекса ОРУ. Когда комплекс уже выучен, на этапе закрепления я предлагаю детям самим показывать упражнения. Желающий подходит к колесу, крутит его — и на выпавшую картинку показывает упражнение друг другу, а я корректирую, если нужно.

*Доска Атмосферы (выставка рисунков и творческих работ).

 

В спортивный зал, ребята приносят рисунки или поделки сделанные своими руками или совместно с родителями. (открытки к Дню рождения Деда Мороза, Конкурс рисунков «Русские богатыри» к спортивному мероприятию с родителями «Богатыри земли русской», Блины к Масленице). Я подумала и решила, что просто необходимо место для детских работ. Так и появилась «Доска атмосферы» (сетка). Здесь ребята размещают свои творческие работы. Теперь воспитанники видят, что их творческие работы очень ценны. Такая идея позволяет подготовиться к физкультурному мероприятию. 



*«Детская навигация». 

Совместно с детьми я посчитала инвентарь в спортивном зале и сделали его опись. Все места хранения спортивного инвентаря в моем зале символично, с помощью детских рисунков подписаны. На рисунках не просто картинка — символ атрибута, но и один из вариантов упражнений с данным спортивным инвентарем. Если с мячами и обручами проблем обычно не возникает, то есть нестандартное оборудование, с которым дети еще не познакомились по разным причинам.


*«Специальные кнопки». 

Когда дети делают основные виды движения на неустойчивых поверхностях, лазают по шведской стенке, ходят на гимнастической скамье, возникает желание сразу подстраховать ребенка. Но дети должны научиться понимать свои ощущения в моменте «здесь и сейчас», чувствовать себя. А мне — педагогу — приходят на помощь символы на «говорящей стене». Эти символы были выбраны вместе с детьми на краткой беседе перед занятием. И дети используют их как «Кнопки». Подходя к лестнице, они нажимают на нужную им «кнопку»: «я сам» или «мне нужна помощь» — и я сразу, без слов, понимаю, ждет ли ребенок моей поддержки и не нужно мешать ему. Так я даю ребенку понять, что я услышала его, доверяю ему.

    Данная форма организации образовательной деятельности по физической культуре является приемлемой для развития самостоятельности и инициативности. «Говорящая среда» дает детям возможность ребят осознать свою значимость, ощутить свой личный вклад в общее дело. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий